Космические скидки
и дополнительная специализация на выбор в подарок
только
до 18 апреля

Система управления рисками в компаниях и организациях

Бизнес — это всегда неопределенность. Иногда неопределенность открывает новые возможности, но также непредвиденные факторы могут стать рисками для компании. Процесс по управлению рисками существует для того, чтобы помочь бизнесу минимизировать ущерб, который может возникнуть вследствие тех или иных событий.

Из этой статьи вы узнаете, что такое управление рисками и чем может быть полезен риск-менеджмент для компаний и организаций:


Цели управления рисками

Управление рисками — это комплекс продуманных действий, которые помогают предусматривать, выявлять, анализировать, оценивать риски, а также управлять ими.

К целям риск-менеджмента относятся:

  • выявление событий, которые могут негативно повлиять на достижение целей бизнеса или отдельного проекта;
  • анализ вероятности события и его влияния на бизнес или проект;
  • применение оптимального подхода к оценке рисков, определение наиболее приоритетных рисков из нескольких;
  • разработка плана мероприятий по эффективному управлению рисками компании или проекта;
  • соблюдение баланса между затратами на меры по предотвращению рисков и величиной вероятного ущерба.

Виды рисков

По уровню предсказуемости риски делятся на 2 вида:

  • Контролируемые. Эти риски легко предвидеть, чтобы снизить их негативное воздействие. Например, если компания выходит на рынок с высокой конкуренцией, то предвидит риски, связанные с низким спросом, и заранее планирует оптимальное внедрение продукта на рынок.
  • Неконтролируемые. Такие риски сложно или невозможно спрогнозировать. Например, если в сфере, в которой работает бизнес, появляется новый законопроект, компании может потребоваться вносить срочные корректировки по бюджету, срокам реализации проекта и пр.

Современный менеджмент по управлению рисками также делит риски на следующие типы:

  • по степени вероятности наступления — высокие, средние, низкие;
  • по характеру воздействия на бизнес — позитивные или негативные;
  • по сфере — технические, экономические и пр.;
  • по важности — очень важные, средней значимости, неважные.
Риски индивидуальны для каждой компании и зависят в основном от ее сферы деятельности. Например, в России самый рискованный бизнес — это общепит, строительство, IT, финансы, туризм. Снизить риски можно, действуя по универсальному плану, подходящему для любой сферы деятельности.

Стратегия по управлению рисками: универсальный план

Этапы управления рисками:

  • Планирование, подготовка команды. Определяется степень включенности в работу каждого члена команды, устанавливается допустимый порог риска для бизнеса или проекта, подбираются методы для дальнейшей работы.
  • Выявление рисков. Определяются возможные угрозы и шансы в форме списка с ранжированием по степени вероятности события. Выявлять риски можно на основе прошлого опыта, важно прописать все возможные события, даже если они кажутся незначительными или маловероятными. Например: ключевой специалист не сможет выполнить работу, неожиданно придет налоговая, появится дополнительное финансирование и пр.
  • Оценка рисков. Команда выделяет самые значимые риски, которые могут повлиять на достижение целей бизнеса или проекта. Для оценки рисков можно использовать вопросы из квадрата Декарта: что будет, если событие случится? Что будет, если событие не случится? Чего не будет, если событие случится? Чего не будет, если событие не случится?
  • Выбор метода по управлению рисками. Это может быть уклонение от рисков, распределение ответственности, снижение негативного воздействия, принятие события.
  • Мониторинг. В этот этап входят регулярный контроль эффективности работы с рисками, выявление новых возможных рисков, изменение метода работы с рисками при необходимости.
Программы

Методы управления рисками

Для работы с рисками применяют 4 основных метода:

  • Уклонение от рисков. Команда понимает, что определенное событие почти неизбежно и принимает меры по его предотвращению. Например, если работу требуется сделать срочно, а сотрудников нужного профиля недостаточно, можно оплатить им сверхурочную работу или обратиться к сторонним специалистам.
  • Распределение ответственности. В некоторых случаях ответственность за возможные риски лучше передать третьей стороне. Например: оформить страховку на случай техногенных катастроф и природных катаклизмов; прописать оплату за неустойку в договоре с подрядчиком; взять предоплату с нового клиента.
  • Снижение негативного воздействия. Этот метод используют, когда маловероятное негативное событие уже случилось и нужно уменьшить его влияние на бизнес или проект. Например, можно отправить сотрудников на удаленку при объявлении пандемии, подобной COVID-19.
  • Принятие события. Если событие уже случилось, и о нем было заранее известно или его можно было легко предсказать, остается принять свершившееся и по возможности обернуть себе на пользу. Например, компания может запускать новый продукт на очень конкурентный рынок, понимая, что вложения не окупятся сразу же, но все равно идет на этот риск, чтобы получить выгоду в перспективе.
Угрозы для бизнеса неизбежны, и невозможно предвидеть каждую из них. Но если продумать план действий при наступлении определенного риска, то с ним будет гораздо проще справиться.

Заявка на консультацию по программам обучения