Космические скидки
и дополнительная специализация на выбор в подарок
только
до 18 апреля

Конкурентный анализ – цели, методы, практика применения

Для успешного ведения бизнеса предприниматель должен быть в курсе не только происходящего в его компании, но и ситуации на рынке. В этом ему поможет конкурентный анализ компаний. В статье рассказываем:

Что такое конкурентный анализ и каковы его цели

Конкурентный анализ рынка — это выявление сильных и слабых сторон других игроков на рынке или их товаров и услуг. И именно так думает большинство бизнесменов. Этот метод позволяет оценить слабые и сильные стороны товара, который выпускает конкурент, спрогнозировать его поведение и определить перспективы дальнейшего развития.

Конкурентный анализ бизнеса всегда связан с маркетинговой деятельностью и никогда не охватывает все бизнес-процессы конкурента. Ведь зачастую для полноценного анализа просто нет достаточного объема информации.

Цель конкурентного анализа заключается в том, чтобы на основании собранных сведений о конкуренте принять обоснованное и корректное управленческое решение по продвижению собственного товара на рынок. Цель исследования всегда сопоставляется с общей стратегией развития компании. Конкурентный анализ – это только один из элементов общей стратегии развития бизнеса.

Анализ конкурентной среды для бизнеса:

  • формирует адекватное ценообразование;
  • показывает сильные и слабые стороны конкурентов и самой компании;
  • выявляет недочеты в работе своего бизнеса;
  • дает полную картину рынка, где работает бизнес;
  • прогнозирует негативные последствия от неправильных стратегий;
  • показывает тренды в сфере бизнеса;
  • находит идеи и возможности для роста компании.

Методы конкурентного анализа

Рассмотрим несколько популярных методик изучения конкурентов.

SWOT
Один из самых распространенных способов для исследования. Он фокусируется на четырех основных показателях бизнеса: сильные стороны, слабые места, возможности и потенциальные угрозы. Сильные и слабые стороны отражают качества самого продукта, а возможности и угрозы относятся к рынку. Подходит для тех предпринимателей, которые уже имеют собственное дело и хотят скорректировать стратегию развития бизнеса.

Пять сил Портера
Автором методики стал экономист Майкл Портер. Способ основан на проведении глубокого анализа в 4 этапа с 5 ключевыми параметрами:
  • выяснить долгосрочные цели конкурента;
  • узнать его мотивацию;
  • оценить действующую стратегию;
  • определить положение конкурента на рынке;
  • спрогнозировать дальнейшие действия компании.

PEST
Этот метод анализа конкурентных преимуществ основан на изучении нескольких показателей, влияющих на бизнес: политика, экономика, социум и технологии. PEST не требует долгих исследований, информацию о текущем положении можно собрать быстро, из открытых источников. Но также здесь присутствует погрешность в виде человеческого фактора. Иногда люди могут неправильно воспринимать и оценивать данные.

SPACE
Название способа можно расшифровать как «Strategic Position and Action Evaluation», или «оценка стратегического положения и действия». Анализ основан на четырех главных критериях:
  • оценка финансового положения;
  • анализ положения на рынке;
  • определение потенциала с учетом использования ресурсов;
  • оценка стабильности отрасли.
Программы

Пример конкурентного анализа

Например, онлайн-школа запускает новый обучающий курс, и ей нужно провести конкурентный анализ, чтобы определить оптимальную цену нового продукта. Для исследования формируется список конкурентов, например, крупных игроков со стоимостью за аналогичные онлайн- и офлайн-курсы от 20 000 рублей.
В качестве источников для поиска информации выбирают сайты компаний, пробные вебинары, отзывы участников.

Составляют карту конкурентов, у которых есть аналогичный курс, с нужными данными.
Выбираем в качестве метода для конкурентного анализа SWOT. И анализируем каждую компанию. Ниже — пример для компании С.
Конкурентный анализ рекомендуется проводить регулярно (раз в квартал или раз в год), чтобы всегда быть в курсе происходящего на рынке и у конкурентов. Результаты анализа влияют на продуктовые линейки, рекламные и маркетинговые кампании, ценовую политику, коммуникационную стратегию, позиционирование бренда.
Заявка на консультацию по программам обучения